27.07.2011  В России не хватает оригинальных инициатив по развитию туризма

   Завтра на заседании Правительства РФ будет рассматриваться обновленная Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма в стране. Концепцию приняли еще год назад, но теперь расчеты могут пересмотреть и количество бюджетных средств урезать. При отсутствии в центральной части страны богатых рекреационных возможностей, горнолыжных склонов или экзотической природы, которые прельщают инвесторов, борьбу за бюджетные деньги могут выиграть только регионы, предлагающие оригинальные идеи.
   Согласно концепции ФЦП, к 2015 году въездной поток в Россию планируется увеличить в семь раз, а россиян, решивших отдохнуть в родной стране, должно было стать в 1,4 раза больше. Интерес у населения должна вызывать сеть «специализированных кластеров» в разных регионах. Стоимость программы оценили почти в 320 млрд рублей, из которых две трети должны были дать инвесторы. В заявках от регионов они должны были непременно присутствовать. Из федерального бюджета предполагалось выдать 96 млрд рублей, которые планировали потратить на создание инфраструктуры в регионах.
   Но столь грандиозные задачи оказались под вопросом. Пока из списка пилотных проектов был исключен туристско-рекреационный комплекс в районе станицы Старо-Черкасской. Из семи оставшихся три предложения находятся в ЦФО: в Рязанской, Ивановской и Ярославской областях. Из федерального бюджета на них выделено 2 млрд рублей.
   Ивановская область, помимо широкого выбора невест, может завлечь рыбными ресурсами: в планах губернатора Михаила Меня сделать из Иваново Мекку для любителей рыбной ловли. На 61 рыбопромысловый участок на Волге власти намерены зазвать тысячи туристов.
   Воронежцы активно развивают идею «колыбели русского военного флота». Ведутся археологические раскопки на местах строительства кораблей для похода Петра I в Азов в 1699 году, а на рукотворном водоеме «Воронежское море» установлен на бетонной опоре макет военного фрегата.
   На госфинансирование рассчитывают и в Липецкой области. По словам местных властей, для ФЦП идеально подходят города Елец и Задонск, где можно развить экскурсионный и паломнический туризм. Елец известен противостоянием местных жителей войскам Тамерлана, а в Задонском районе большое количество соборов и храмов.
   Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе соглашается, что культурно-познавательный туризм в Центральной России развивать легче всего. Одним из главных брендов центра страны давно стало «Золотое кольцо». Потенциал проекта, разработанный еще в 1960-х годах, не выработан до сих пор.
   Но такое архитектурное великолепие тоже может приедаться. Пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев замечает, что у туроператоров есть соблазн делать поездки шаблонными и ставить на поток. «Особенно проблемно это для иностранцев, когда перед глазами примерно одна и та же картинка: храмы, гостиницы, рестораны, – рассуждает представитель Ростуризма. – Мало «изюминок», которые по-настоящему цепляют».
   «Среди храмов и старины человеку необходимо на чем-то взгляд остановить. Многие операторы говорят, что сейчас важно продавать эмоции, приключения», – замечает г-н Мосеев. В качестве примера он приводит гостинично-туристский комплекс в Ярославле, где все номера сделаны в стиле фильмов, которые снимались в области. Турист может пожить в квартире Петрыкина из «Большой перемены» или Ивана Васильевича, который поменял профессию.
   Делать ставку на интерактивный туризм эксперты советуют в первую очередь регионам, менее богатым на памятные места. «Создавать идеи можно на пустом месте, – уверена Майя Ломидзе. – Вот в Переславле-Залесском есть музей утюга, который никак исторически к городу не привязан. Но он очень интересно сделан, с юмором».
   Эксперты замечают, что у нас до сих пор не охвачены в полной мере сельский, гастрономический, фестивальный виды туризма.
   Пробел решили устранить в Калужской области, где в городе Боровске четыре года назад был создан «культурно-образовательный туристический центр «Этномир». Здесь посетители знакомятся с укладом сельской жизни в разных уголках мира. На ночь можно остановиться в алтайском деревянном аиле, чуме со всеми удобствами, украинской мазанке, белорусском срубе, в типи индейцев или на сеновале, устроенном на высоких сваях. Цены такого «ночлега» колеблются от 750 до 2400 рублей, в зависимости от категории гостиничного номера. Создатели проекта обещают, что вскоре к ним присоединятся дворы Китая, юго-восточной Азии, Северный Кавказ.
   Сельский туризм не пользуется спросом среди сограждан. «Отдыхом на грядке почти каждый может наслаждаться в теплое время года каждые выходные у себя на даче, – замечает г-жа Ломидзе. – Но это прекрасный ходовой товар для иностранцев». Особенно востребован сельский туризм на маршруте из Москвы в Санкт-Петербург. Здесь большое число покинутых и разрушенных деревень, земли так и остались поселковыми, и в них значительно проще разместить этнографические деревни.
   Амбициозные регионы стараются вводить новые традиции для привлечения туристов на свою землю. Так, в эти выходные в Суздале в пятый раз пройдет «Праздник лаптя». Автором проекта стал владелец одного из гостинично-туристических комплексов. Теперь из близлежащих окрестностей люди съезжаются, чтобы пробежать версту (1,06 км) и прыгнуть в длину в лаптях, метнуть виновника торжества на дальность или отбить им луковицу.
   В Тульской области закрепил за собой площадку Международный фестиваль крапивы. В селе Крапивна гости и участники праздника проверяют себя на выносливость, приняв участие в настоящих крапивных боях, учатся владению средневековым оружием, стрельбе из лука, гончарному мастерству, лоскутному шитью, ткачеству или войлочному валянию.
   В России легче получить информацию по отдыху в Турции, чем узнать, что можно посмотреть в соседней области. Проблему освещения в Ростуризме видят в том, что региональные туристские сайты зачастую рекламируют лишь отдельные гостиницы, кафе и рестораны, а ряд полезной туристской информации не публикуют вовсе. Снижают поток и традиционные причины: ужасное состояние дорог и их низкая пропускная способность, проблемы с сервисом на трассах, плохо развитая туристическая инфраструктура городов. Отдельная беда – с кадрами для индустрии гостеприимства: от водителей общественного транспорта до торговцев сувенирами.
   Сегодня, по данным ВТО, один турист дает четыре новых рабочих места, но в регионах такую экономику понимают не все. «Специалистов у нас много, но их всех надо переучивать. Даже не стоит сравнивать отношение к работе в сервисе у нас и где-нибудь в Турции. Работать в обслуживании не престижно», – сетует представитель АТОР Майя Ломидзе.