12.09.2011 Речные круизы в России хотят консолидировать На российском речном круизном рынке, всего после 2-х месяцев с момента катастрофы «Булгарии», создаётся крупнейший игрок, который будет оперировать почти половиной 4-х палубных круизных судов. В тоже время эксперты прогнозируют колоссальные убытки этой отрасли по итогам текущего лета, которые могут достичь 20-30% от оборота. Из-за этого, по мнению специалистов, до следующего лета смогут дожить не все игроки круизного рынка. Так, холдинг «UCLH» Владимира Лисина решил консолидировать свои профильные активы по пассажирским речным перевозкам, в результате чего в России будет создан крупнейший игрок круизной отрасли, сообщает «Коммерсант». Вчера компания сообщила, что объединит под брендом «Водоходъ» туристические судоходные компании «Водоходъ», «Водоходъ-Санкт-Петербург» и «Волга-флот-тур». Таким образом, пассажирское направление будет полностью отделено от грузовых перевозок «UCLH». Аналитики объясняют действия UCLH желанием сократить издержки на фоне падения спроса на речные перевозки после катастрофы «Булгарии» и возможными планами по IPO холдинга. После консолидации обновленный «Водоходъ» будет управлять 26 четырехпалубными теплоходами, которые рассчитаны в среднем на 250 туристов каждый, 11 скоростными судами типа «Метеор», а также 13 прогулочными теплоходами. В итоге в 2012 году компания рассчитывает увеличить пассажиропоток до 700 тыс. человек, 60% из которых будет перевезено скоростными судами, 20% - круизными. По данным газеты, совокупная выручка трех объединяемых компаний за 2010 год составила $100 млн, чистая прибыль — $7 млн, а объем перевозок - 645 тыс. пассажиров. Отметим, что предпринимаемые UCLH шаги, по оценкам экспертов, крайне своевременные, т.к. круизный сегмент туристического рынка после катастрофы «Булгарии» до сих пор находится в полном нокдауне, а круизные операторы давно забыли о прибылях. «Рынок рухнул настолько глубоко, что доселе всегда рентабельный круизный бизнес ушел по итогам сезона в минус. Причем в катастрофически сильный – достигающий 20-30% от оборота. Поэтому если к следующему сезону спрос не восстановится, то с рынка наверняка уйдёт ряд игроков», - сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Сахаров, гендиректор круизной компании «Ифофлот» и автор нашумевшего открытого письма Дмитрию Медведеву. В конце августа руководство «Ифофлота» опубликовало открытое письмо Президенту России, в котором просила Дмитрия Медведева оказать поддержку речной круизной отрасли на государственном уровне, предлагая следующие шаги: «Во-первых, необходимо периодически проводить мероприятия государственного уровня на речных судах. Во-вторых, нужно выпустить на государственных телеканалах программы, посвященные путешествиям по российским рекам и озерам. «Наша компания готова предоставить для этой цели теплоход; наши специалисты готовы выступать квалифицированными консультантами по теме; никакой рекламы и упоминаний конкретной круизной компании не требуется», - подчеркнул тогда Александр Сахаров. В-третьих, необходимо включить оказание имиджевой поддержки речных круизов в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». И, в-четвертых, рассмотреть вопрос о создании программы льготного кредитования строительства речного круизного флота. Ведь за последние десятилетия в России не было построено ни одного круизного лайнера». Любопытно, что пока ответа на это письмо авторы не получили. «Мы передали его через секретариат Минтранса. Там письмо зарегистрировали и отправили выше по инстанциям. Так что пока ждем ответа. Однако ситуация за это время не улучшилась. Туроператоры открыли продажи туров на навигацию лета 2012 года, однако спрос на круизы пока невысокий», - пояснил Александр Сахаров. На данный момент в России эксплуатируется порядка 120 круизных судов, половина из которых четырехпалубные. Возраст кораблей в среднем составляет 30-60 лет. В основном они работают в центральной части страны, а по сибирским рекам ходят единицы многопалубных теплоходов. |