25.09.2011  Петербургские туроператоры отмечают рост числа самостоятельных туристов

   Согласно опросу туроператоров, проведенному Северо-Западным отделением РСТ, сезон 2011 года практически повторил прошлогодние результаты. По словам участников питерского рынка, ни по объему, ни по финансам, ни по направлениям 2011 год не принес каких-либо принципиальных изменений. Правда, некоторые новые тренды все-таки обозначились. В частности, одной из главных «новостей» сезона стал значительный рост индивидуального туризма, как российского, так и зарубежного.
   Доля индивидуального туризма по отношению к организованному постоянно повышается. Это явная мировая и европейская тенденция последних лет, которая в полной мере сказывается и на Петербурге, быстро развивающемся как центр европейского туризма. Более того, как считают туроператоры Санкт-Петербурга, все большая доля сегмента обслуживания туристов переходит к крупным отелям города, которые предоставляют своему постояльцу любые запрашиваемые им дополнительные услуги, в том числе экскурсионные. Они, таким образом, становятся «новыми туроператорами».
   Соответственно, гостиницы города, как отмечают в СЗО РСТ, итоги 2011 года оценивают гораздо оптимистичнее туроператоров. Для многих из них, как крупных, так и относительно небольших, лето 2011 г. было активным и достаточно плодотворным в части приема туристов. Хотя в целом сезон был довольно неровным, непростым для работы.
   Например, по словам генерального директора отеля Shelfort Жанны Саргсян, наиболее успешным в плане загрузки оказались июнь и первая половина июля 2011 год, август же не оправдал надежд, продемонстрировав довольно скромные, по сравнению с летом прошлого года показатели.
   Позиция отелей все чаще влияет на общую ситуацию на туристическом рынке. Не случайно, именно снижение цен на размещение в отелях города, рост отельной базы были названы участниками опроса в качестве главного фактора роста турпотока в Санкт-Петербург.
   Многие участники рынка уверены, что доля туристов, самостоятельно организующих свой отдых, будет только расти. Будущее традиционных туристических форматов вообще ставится некоторыми из них под большое сомнение. «Турпакет» становится все менее популярным – туристы собирают свое путешествие, как мозаику, пользуясь специальными предложениями разных организаций), растет число онлайн-бронирований отелей, уменьшается количество обращений в туристические агентства и кассы продаж. Эта тенденция, как следует из результатов опроса РСТ, в 2012 году наверняка получит новое развитие.
   Интересно, что и московские эксперты, обсуждая статистику за первое полугодие 2011 года и причины роста на различных направлениях отдыха, также указали RATA-news на растущий поток самостоятельных путешественников, либо демпинг или избыточную перевозку, что примерно одно и то же. А это симптомы тревожные, поскольку означают, что турбизнес, в лучшем случае, работает на грани рентабельности. И если эта тенденция сохранялась до конца лета – а она сохранялась, то осень и зима могут стать еще одним тяжелым испытанием для туристического рынка.