13.10.2011  От кризиса мир спасут туристы

   Кто поможет выбраться из долгового кризиса, преодолеть рецессию или справиться с последствиями стихийных бедствий? Туристы. Эти люди практически ничего не боятся и готовы тратить свои деньги там, куда их занесло. Их только нужно грамотно приманивать: охотнее всего они клюют на снижение цен и различную "халяву".
   Вот, например, в марте случилось в Японии стихийное бедствие: землетрясение, цунами, да еще и авария на АЭС. Разумеется, поток туристов в эту страну тут же пересох. Цены на все виды туристических услуг резко упали – и уже к концу лета вернулась еще треть прежнего туристического потока. А на днях правительство Японии сообщило, что намерено выдать бесплатные авиабилеты 10 тысячам иностранных туристов, решившим посетить страну в период с 1 апреля 2012 г. по 31 марта 2013-го. Счастливчиков будут выбирать по интернетным анкетам. И им придется стать не просто туристами, а своего рода рекламными агентами: их попросят во время пребывания в Японии вести блоги, где они будут рассказывать о своих впечатлениях. Японское правительство надеется, что эти впечатления будут позитивными и привлекут в страну еще больше бесстрашных туристов, которые оживят застопорившуюся экономику.
   А Греция, находящаяся на пороге банкротства, рассматривает туристов как потенциальных инвесторов и кредиторов. В нынешней ситуации она очень рассчитывает на то, что иностранные гости не просто потратят некоторую сумму (кстати, в среднем на 25% меньшую, чем до кризиса), а еще и приобретут недвижимость или даже поучаствуют в программе приватизации. Греции сейчас очень нужны деньги, и она готова с хорошим дисконтом продать частным инвесторам многие ценные объекты, даже международный аэропорт.
   И это ее желание встречает отклик, причем наши соотечественники – в числе первых. Как заявил на днях на российско-греческой конференции "Новые горизонты экономических взаимоотношений Греции и России в сфере инвестиционной политики, коммерции и туризма" председатель Греко-российской торговой палаты Христос Димас, приобрести в Греции загородный дом хотели бы 7% туристов из России.
   Надо заметить, что в прошлом году страну посетили 370 тысяч граждан РФ, а в этом году, по экспертным оценкам, эта цифра возрастет на 30-40%. Таким образом, получается порядка 35 тысяч потенциальных инвесторов в недвижимость. При этом российских туристов-инвесторов не смущают ни участившиеся в Греции акции протеста и забастовки, ни перспектива банкротства страны и ее изгнания из еврозоны. А гостеприимные греки готовы предложить иностранным туристам не только дома, но и доли в предприятиях, включая нефтяную компанию Hellenic Petroleum.
   В России туризм тоже активно развивается. Правда, внутренние и иностранные туристы посещают, главным образом, две российские столицы – причем, северную чаще. Теперь стоит задача распространить туристические потоки по всей территории страны. Так, в западной и центральной части РФ целенаправленно развивается "исторический туризм" (посещение памятников истории), а на Дальнем Востоке – "экологический" (единение с экзотической природой).
   Развивать туристический бизнес намерены и наши соседи по постсоветскому пространству. Например, среднеазиатской туристической меккой хочет стать Узбекистан. "Сфера туризма в Узбекистане активно и устойчиво развивается, свидетельством чего является увеличение доли туризма в ВВП республики до 1,8%", – заявил руководитель национальной компании "Узбектуризм" Рустам Мирзаев. По его мнению, в ближайшее время доля турсектора увеличится до 2% ВВП, а дальше – еще больше.
   Однако для привлечения туристических потоков (не одиночек-экстремалов, а именно масс) недостаточно иметь уникальную природу и исторические достопримечательности. Нужны налаженный сервис, развитая транспортная система, гостеприимные административные органы, наконец, достаточно дружелюбное население. Со всем этим на большей части нашей СНГ пока большие проблемы.